Мастерство Ката приемов, или: битый не битому навезет?

С большой радостью приветствую джентльменов.
Вот какой вопрос мне пришел в этот раз:
«Таранай, как человек, посвятивший традиционному каратэ более 20 лет и практикующий тайский и Пит бокс больше 12 лет, что скажете о таких специфических упражнениях как Ката?» (Валерий, Красноярск)

Отличный вопрос.
Ката приемов.
На самом деле это — Метод тренировки.
Не «танец» из запланированных движений в определенном ритме и направлениях. В таком случае я бы назвал это «обязательные индивидуальные упражнения». Ката – это многосторонний метод выработки у спортсменов технических и тактических навыков.
Парные действия типа «кихон-иппон кумитэ», «санбон-кумитэ», отработки в парах приемов против атаки с применением ножа или меча, палки… Это все – Ката.

Отрицательный момент метода Ката — слишком малый К.П.Д. для совершенствования Стратегии.
Ката можно сравнить с проведением лабораторной работы по заданной теме.
Дано: набор приемов, направлений движений, и ритм (как для нападающего так и для обороняющегося).
Цель: получить положительный результат применения выполняемых приемов.
Задача: доказать наблюдающим за исполнителем Ката, что он способен оказать сопротивление (дать отпор) агрессивному воздействию на него.

Метод Ката – это изучение по заранее запланированному алгоритму. Этот метод был известен еще в фехтовании на японских мечах, в борьбе с захватами за одежду и конечности, да раньше, гораздо раньше…
Моя мысль такая: этот метод (Ката) появился из-за дефицита в графическом кодировании (отсутствие, дороговизна бумаги, ручек-карандашей, красок, наконец, полиграфии…) из-за проблем с передачей технической информации способом запечатления ее на других носителях, кроме устной речи и визуальной демонстрации. Проще: легче было показать и повторить много раз, чтобы понять и запомнить и передать другим, чем рисовать, описывать, переводить и тиражировать. Помните, один первобытный художник рисовал на стене, пытаясь (в том числе) передать приемы удачной охоты. Другие выполняли так называемые ритуальные танцы. Третьи – охотились и упражнялись в приемах охоты.

Самое интересное, что метод Ката проник буквально в любую нашу деятельность.
Вам доводилось видеть в городе несущийся по центральной улице троллейбус, на лобовом и заднем стеклах которого висят большие яркие таблички: «Внимание! За рулем ученик токаря!»? Или: «Автомобиль оборудован глобальной навигационной системой ГЛОНАСС! Б…дь, где мы?!»…
Это – отголосок метода Ката.
Токарь многократно продемонстрирует ученику чем и как отличается работа вертушечного шпинделя от таковой, совершаемой шпиндельной вертушкой. И примет все меры, чтобы ученик повторял действия до тех пор, пока появится необходимый результат. И система спутникового поиска будет сканировать и выполнять монотонную работу так же – до искомого результата. В дзю-до есть ката приемов с большим и с малым мечом. В муай тай есть ритуал в виде танца…
В фигурном катании партнер двигается по заданной траектории и осуществляет высокую поддержку или вращение своей напарницы. Они повторяют это движение много – много раз. Это – метод Ката.
Вы меня понимаете, джентльмены?
Ката – метод, который делает непривычные и трудные движения, приемы – чуть ли не идеальными.
Но…
Одно – НО!
Идеальными для демонстрации.

И, я думаю, что первыми это «НО» заметили боксеры и борцы.
Как очень приближенные к реальности люди. И как очень практичные специалисты.
Вместо «индивидуальных обязательных» экзотических, но мало применимых в реальном бою наборов приемов, они создали (это просто гениально: ) бой с тенью, где и стойка, и удары, и парирование их, и передвижения, и ритмы и все-все-все — полностью соответствует реальной драке…
Вместо запланированных «будьте так любезны, соблаговолите ударить меня по левой щеке своей правой ногой по дугообразной траектории» — и «не изволите ли принять от меня в ответ на это – обвивание моей рукой вашей ноги и сдавливание с последующим выкручиванием – вашей промежности» они взяли на вооружение свободный обмен атаками и контратаками с большой силой прямо на ринге, или борьбу на ковре…

«Если хочешь научиться драться – надо драться, и глупо вместо этого учиться жонглировать персиками, думая, что это жонглирование усилит и разовьет реакцию на отслеживание атаки кулаком…» (центральный персонаж в «Прямо между ног!»).
Мое мнение: метод ката – исключительно замечательный и полезный. Но он предназначен как гаммы для учеников-музыкантов: в период начального обучения. И должен в обязательном порядке заканчиваться, или плавно переходить в метод Импровизации. Как в джазе. И тогда каждый будет иметь возможность стать Мастером. Если он, конечно, не пойдет по пути «багдадского вора». Но об этом – после выражения ваших мнений и опыта.
Джентльмены!
С удовольствием поделился своим мнением с вами,
Таранай.

Запись опубликована в рубрике Опыт с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте пожалуйста на вопрос *